Драгоценные камни
Главная / Интересное

Наши люди были прекрасно адаптированы к советскому обществу, и на это работали их психологические реакции. Сейчас общество изменилось, и стереотипное воспроизведение прежних реакций стало тормозом. Давайте об этом и поговорим.

Есть две биологические модели, с помощью которых можно описать поведение человека в тоталитарном государстве. Первая называется обученной беспомощностью.

Представим эксперимент. Животное помещают в клетку. Раздается звук – условный сигнал, после которого следует удар током. И большинство животных очень быстро обучается действовать так, чтобы избегать тока. Если в результате своей сообразительности животным удается избежать удара, то и в других экспериментальных ситуациях они пытаются искать выход. Но если животное, что бы оно ни делало, все равно получит удар током, – тогда возникает обученная беспомощность. Через какое-то время животное вообще перестает обучаться. Оно “накрывается ушами” и каждый раз, когда раздается звук, после которого обязательно последует удар, просто сидит и ждет удара. Оно становится безынициативным и в других ситуациях тоже перестает что-либо искать. Это вам что-нибудь напоминает?

- Да. Уже было замечено, что “смирение” и “Судьба” – ключевые слова русского самосознания.
Мне это напоминает рассуждение одного русского философа о том, что только Бог является автором и режиссером мирового спектакля. Человек свободен лишь в том, чтобы хорошо или плохо исполнять отведенную ему роль. Один грех, в который он может впасть, – это осмелиться “вносить свои поправки в текст своей роли”, другой грех – играть определенную ему роль без должного энтузиазма. Примером первого греха является Штольц, второго – Обломов. Но грех Штольца, говорит мыслитель, бОльший: он “хотел быть не только участником Царствия Небесного, но быть его автором и режиссером, а Обломов не осмелился стать участником Царствия Небесного”.

- Увы. Но это не надо мифологизировать. Систематическое насилие приучило русского человека “не высовываться”. Он прекрасно знает, что инициатива наказуема. Когда я услышала от американки, не обремененной высокими должностями: “Я напишу в Конгресс США”, я ахнула: ничего себе! Когда бы я только подумала – просто подумала – написать письмо в Верховный Совет! Никогда в жизни. Вот это обученная беспомощность.

Человек точно знает, что любое его действие не приведет ни к какому результату, кроме отрицательного. Поэтому он не пытается найти другую работу, когда ему месяцами не латят денег, не пытается подействовать на директора, который, несмотря на то, что коллектив бедствует, сам живет отлично и ездит за границу.

Вторая модель, о которой я хочу рассказать, помогает увидеть механизм, с помощью которого зло воспринимается нами как добродетель. Эта модель – павловская, только с этой точки зрения ее никто не рассматривал.

И. П. Павлов в России и Э. Л. Торндайк в США одновременно пришли к идее, что в основе обучения лежит ассоциативный механизм. Но эксперименты, выявляющие этот механизм, были совершенно разными. Торндайк помещал собак, кошек, низших обезьян в так называемые “проблемные ящики”, и животные должны были проявить какие-то нестандартные поведенческие реакции, чтобы выбраться из “ящика” и получить вознаграждение для закрепления рефлекса. Подопытное животное обучали проявлять инициативу, чтобы освободиться и самому заработать еду.

Павлов придумал другое: животное сидит в клетке, на него действуют те или иные раздражители, и оно реагирует на них пассивно, вегетативно – изменить ситуацию невозможно.

Сама методика экспериментов, как видите, выражает менталитет того общества, в котором живет исследователь.

Бессознательно мы чувствуем, что зло есть зло, и если мы с ним не боремся, то мы не можем одновременно признавать добром добро – мы вынуждены представлять доброту, любовь, бескорыстную помощь как нечто ненормальное.

- Или недостаточное? Например, перевернутое отношение может быть мотивировано гордостью. Это чувство человека, обиженного несправедливостью жизни в целом, внутреннее “не-смирение”. Никаких частных благодеяний он не хочет принимать, пока весь мир не признал свою вину перед ним.

- Согласна. Но все равно это ведет к отрицанию положительных эмоций.

- А в чем же реализуются наши положительные эмоции? В любви к тирану?

- В еде... (Смеется) Положительные эмоции не исчезают совсем, но сильно подавляются. Мы росли в представлении, что жизнь – страдание, что удовольствие греховно, что секса у нас нет. Самый сильный контраст между нашим обществом и западным – обилие улыбок там на улицах. В нашем обществе взрослому человеку улыбаться неприлично.

Когда мы читаем у Толстого: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему”, это говорит о том, что ему о счастье просто нечего сказать. Ведь и счастливые семьи счастливы по-разному.

- Нас учили в университете, что идея “Анны Карениной” – наказание женщины за желание личного счастья.

- А Вл. Соловьев и вовсе написал толстый том “Оправдание добра”. Где, кроме России, могла появиться мысль, что нужно оправдывать добро?

Все это попытки сознательно оправдать наши перевернутые реакции на добро и зло.

Оба психологических фактора, о которых мы говорим, направлены на стабилизацию тоталитарного государства. И когда оно рушится, люди сами стремятся его вернуть, поскольку жизнь в том мире им понятна и привычна. Э. Фромм в книге “Бегство от свободы” говорит, что внутренне несвободный человек отдает свою с трудом завоеванную свободу первому попавшемуся тирану.

Наше каждодневное общение показывает, что огромное множество людей рвется обратно под пресс, хотят строгого генерала, который закрутит гайки. Отсюда ощущение, что все готово вернуться в любой момент.

- Что же делать?

- Здоровье, с точки зрения психоаналитика, предполагает два момента: это внутренняя свобода, то есть я могу позволить себе то, что я считаю нужным, и ответственность – я сам отвечаю за все свои поступки.

Мы привыкли к тому, что за нас отвечают родители, учителя, начальство и правительство. И до сих пор ждем, что правительство о нас позаботится. А сейчас это бессмысленно.

Пока каждый человек не отбросит устаревший адаптивный механизм обученной беспомощности и не начнет заботиться о себе сам, он не войдет в новое общество. И тогда нормой будет свободный, активный, ответственный человек.

Сейчас можно говорить только об одном – о том, насколько люди могут приспособиться к требованиям новой реальности. Насколько человек способен перейти от обученной беспомощности к внутренней свободе, инициативности и ответственности.

К счастью, есть люди, которым это удается. Надо сказать, что женщины к новой жизни адаптируются намного лучше, чем мужчины.

- Почему?

- Я объясняю это противоречием в социальных идеалах. Женщина стала как бы существом второго сорта, поэтому ей позволено намного больше: выкручиваться как угодно, ошибаться, лгать. Главное, что от нее требуется: быть заботливой матерью. Общество ее осудит, только если она плохая мать. А, например, хорошая ли она любовница – это мало кого интересует, этим вы можете похвастаться только в очень узком кругу. Но быть хорошей матерью – это биологически естественно для женщины. Поэтому ей не приходится преодолевать барьер высоких социальных ожиданий. Благодаря нашему низкому представлению о качестве женщины она легче адаптируется.

Совсем другое дело – мужчина. Идеальный мужчина – это тот, кто может обеспечить жильем, кто хорошо зарабатывает, очень умный, заботливый отец, внимательный муж, хороший любовник. Соответствовать этому образу в наше время невозможно. Здоровая реакция человека – сказать: я могу соответствовать только каким-то из этих требований, принимайте меня таким, какой я есть. Но большинство мужчин не может отказаться от этого идеального образа, и тогда им приходится искажать информацию даже в собственных глазах. А это невроз.

Это говорит о том, что надо иначе воспитывать детей. Надо формировать нормальные идеалы – в семье, в школе, в телевизоре. Ведь мальчики смотрят на сильвестров сталлоне и думают, что один человек может уничтожить целую мафию, заработать море денег и удовлетворить всех женщин сразу. В результате – они не могут ничего. Недаром проблема новых русских – это баня с девочками. Тот прессинг, стресс, в котором они постоянно находятся, несовместим с сексуальными способностями.

У нас нет никакой работы по адаптации человека к новым условиям. Нам показывают либо американское кино – это для нас чистый сон, либо наше старое кино, соответствовать идеалам которого уже невозможно, да и не нужно.

Хватит проповедовать лозунг “из лягушек – в принцы!” Идеалом должен стать человек, который может только то, что может. Не больше, но и не меньше! Тогда у нас появятся основания говорить о нашем обществе как о психически здоровом.

- А идеальный образ женщины следует “приподнять”?

- Обязательно.

По материалам Н.Гладких

01 ноя 2015

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Перевод часов

Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
21 сен 2017
Francisjaw: !!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru (к статье 'Кулоны')

16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')


Сейчас читают: опал и кошачий глаз сочетание, огранка камня в домашних условиях, виды клейм 56пробы, Вид замка: визорный, тигровый глаз совместимость с камнем каким?