Драгоценные камни
Главная / Интересное

Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» относил к памятникам градостроительства и архитектуры:
«архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружение гражданской промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты».
Деревянный город Архангельский не дошел до нашего времени, но в архивах имеются документы, по которым мы можем судить о внешнем облике Архангельска конца XVI в. Наиболее ранняя из грамот о строительстве Архангельского города относится к весне 1583 г. Царские воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и Алексей Никифорович Залешанин-Волохов построили на Двине город «одним годом», то есть в 1584 г. Наиболее раннее описание деревянной крепости на Пур-Наволоке содержится в писцовой книге 1622–1624 гг., в так называемых «письмах и мерах» Мирона Вельяминова и подьячих Бажена Степанова и Антона Подольского. Пожар 1667 г. уничтожил укрепления, и на их месте выстроили в 1671–1672 гг. острог «из дерева тож», изображение острога мы можем видеть в сохранившихся чертежах Архангельска конца XVII в. Одновременно с постройкой деревянного острога началось грандиозное по своим масштабам сооружение Архангельского гостиного двора (1668–1684 гг.). План гостиных дворов был занесен в 1729 г. в «Реестр карт, планов, атласов, чертежей, рисунков и гравюр собрания Петра Первого», хранящийся в Архиве Академии Наук СССР. Планы и чертежи Архангельского острога и Гостиного двора опубликованы с комментарием М.Ф.Кибирева и К.П.Гемп. Не меньший интерес представляют планы Соломбальской судоверфи 1741 г. и Архангельского адмиралтейства 1780 г.

В фондах Центрального Военно-исторического архива был обнаружен план города Шенкурска начала XVIII в. На оборотной стороне «Чертежа города Шенкурска» сохранился и автограф исполнителя: «…городу Шенкурску чертил Сергей Бобарусов». На плане С.Бобарусова изображены остатки крепости на берегу реки Ваги. В начале XX в. архитекторы произвели обмеры выдающихся памятников деревянного зодчества Русского Севера – Михайло-Архангельского собора и Благовещенской церкви XVII в.; ныне этих церквей уже нет… Архитектор Г.В.Алферова исследовала градостроительное дело древнего Каргополя по сохранившимся планам города 1766 г., попытавшись реконструировать процесс застройки Каргополя за огромный промежуток времени с XII по XVII в. Историк и археолог О.В.Овсянников восстановил по архивным картографическим материалам облик оборонительных сооружений XVI–XVII вв. в северных городах Архангельске, Каргополе, Холмогорах и Сольвычегодске: Архивные документы позволили Ю.А.Барашкову воссоздать архитектурную биографию Архангельска. Многолетние натурные исследования архитектуры Русского Севера позволили Ю.С.Ушакову выделить принципы и приемы ансамблевой организации жилой среды в природно-климатических условиях сурового Севера; автор выявил региональные архитектурно-художественные особенности северорусских селений и их общественных центров.

Памятники, градостроительства и архитектуры можно разбить на несколько групп.

1) Памятники градостроительного искусства – это исторические города и их части, остатки древней планировки, имеющие градостроительную ценность. В список исторических городов Российской Федерации внесены Архангельск, Каргополь и Сольвычегодск. К историческим городам, конечно, следует отнести Холмогоры, Шенкурск, Мезень, Пинегу, Вельск и некоторые другие поселения посадского типа.

2) Памятники жилой архитектуры – это городские и сельские дома и связанные с ними хозяйственные постройки, усадьбы и т.д. Можно выстроить длинный список таких памятников – от древних крестьянских изб кошелем и изб-пятистенок до многоэтажных каменных зданий современных городов.

3) Памятники гражданской общественной архитектуры, например, Гостиный двор в Архангельске.

4) Памятники культовой архитектуры: монастыри, церкви, часовни, мавзолеи, кладбища, дорожные и «береговые» обетные кресты и т.д. Не следует забывать, что на определенных этапах исторического развития, монастыри и церкви играли прогрессивную роль, например, в развитии экономики края, в укреплении централизованного Русского государства, в развитии отечественной культуры. В первую очередь это относится к монастырям-крепостям XV–XVI вв. – Соловецкому, Николо-Карельскому, Антониево-Сийскому и т.д. Вместе с тем, монастыри и церкви владели землями, являлись духовными феодалами по отношению к северным крестьянам и миссионерами по отношению к ненцам, саамам, коми и другим северным народам. Одновременно монастыри и церкви были местами тюрем и ссылок врагов самодержавия и православной церкви.

Из сохранившихся памятников деревянного зодчества большинство составляют культовые постройки. Древнейшими типами православных храмов считаются так называемые клетские и шатровые церкви. Клетские церкви напоминают обычные деревенские амбары – клетки на столбах и опорах, церкви-шатровки напоминают ветряные мельницы.

Основу клетских церквей составляют один или несколько срубов, перекрытых двухскатной крышей; они расположены, считая с востока на запад, в такой последовательности: алтарь, собственно церковь, притвор-трапезная. Делая разными объемы внутренних помещений, северные плотники нередко превращали клетские церкви в настоящие произведения искусства. Клетский тип церквей был ярко выражен в многочисленных часовнях. Такова, например, часовня из села Конево XVIII столетия.

Шатровые церкви получили название от их высоких, устремленных в небо кровель, крытых осиновым лемехом. Древнейшей шатровой церковью является Никольская (Успенская) одноглавая церковь в селе Лявля под Архангельском (1581 г., освящена в 1854 г.). Замечательны шатровые церкви на Онеге – Вознесенская, в селе Пияле (1651 г.), Крестовоздвиженская, в Кожском погосте (1769 г.), церкви в селе Ратонаволок (XVIII в.), церковь Дмитрия Солунского в селе Уфтюга (1784 г.), Никольская церковь в селе Конецгорье (1769 г.), Троицкая церковь «круглая о двадцати стенах» в Нёноксе (1727 г.) и другие.

Своеобразные ярусные церкви были распространены на Севере в XVII–XVIII вв. Они состояли из нескольких, поставленных один на другой срубов. В то же время появились многоглавые и кубоватые церкви, названные так по форме своих завершений. Этот тип храмов был вызван церковными реформами второй половины XVII в. Для утверждения авторитета православной церкви самодержавной России патриарх Никон считал необходимым возрождение древних традиций в храмовой архитектуре, и вместо шатровых церквей было предписано возводить храмы только «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь не строить…» Однако наряду с новыми кубоватыми церквами, северные мастера продолжали строить шатровые, иногда сочетая элементы тех и других архитектурных стилей. На Архангельском Севере известны Вознесенская кубоватая церковь в селе Кушереке (1669 г.), пятиглавая, покрытая кубом, церковь Климента в селе Пияла (1685 г.), две кубоватые церкви в селе Чекуеве (1675, 1687 гг.), замечательная Одигитриевская церковь в селе Кимже на Мезени (1700–1763 гг.) и другие.

Особую роль в северных храмах играли трапезные, получившие распространение в XVI–XVIII вв. и ставшие самостоятельной, отнюдь не духовной, частью церкви. Трапезные при городских (посадских) и сельских (волостных) церквях и часовнях, в отличие от монастырских трапезных, где «вкушали», трапезничали, использовались для общественных целей; здесь проводились собрания выборных лиц от волостного и посадского «мира». Обычно сельская община, принимая решение о строительстве «своего» храма, в договоре предусматривала пункт об обязательном сооружении помещения трапезной; нередко трапезные были обширнее самой церкви. В трапезной вдоль стен устраивались широкие скамьи с резными подзорами; потолки делались ниже, чем в молельной. Икон и других богослужебных атрибутов в трапезной не было.

Культовое каменное зодчество Русского Севера не менее значительно, хотя и более позднее по времени, нежели деревянное зодчество. Первые каменные постройки появились на архангельском Севере в XVI в., когда Подвинье уже вошло в состав единого Русского государства. Жемчужиной северного каменного зодчества является ансамбль архитектурных памятников Соловков. Спасо-Преображенский собор в XVI в. был одним, из крупнейших сооружений на Руси. Трапезная Соловецкого монастыря – величайшая, наряду с московской Оружейной палатой, одностопная зала XVI в. В архитектуре соловецких каменных построек прослеживались новгородская, псковская, московская строительные школы.

Однако были и местные черты. Так, например, на Соловках под одной кровлей были объединены различные культовые постройки. В Пертоминском монастыре в одном здании были совмещены как мирские, так и культовые комплексы. Эти особенности строительной архитектуры диктовались суровым климатом Поморья. Другие особенности вытекали из свойств местных строительных материалов: валуны и дикий камень – на Соловках и Кий-острове, тесаный белый известняк – в Каргополе и т.д. Особенностью каменной архитектуры Севера было и ощутимое влияние на нее традиций деревянного зодчества (например, крыши бочечного типа на каргопольских храмах). Наряду с местными чертами можно проследить появление новых стилистических особенностей – это и более мощные пропорции храмов, искусственное усиление их монументальности, контраст между гладью стен и относительно маленькими размерами окон и их наличников, незначительный рельеф деталей и еще большее, чем в средней полосе России, преобладание в них профилей, углублений в поверхности стен и т.д. Эти особенности свойственны работам северных мастеров – Трифона Кологривова из Неноксы, Максима Лохоцкого, Феди Спиридонова, Шаханова, а также приезжих мастеров – Аверкия Мокеева на Кий-острове и Дмитрия Старцева в Архангельске.

Признанные заповедники каменного зодчества XVI–XVII вв. находятся в старинных городах Каргополе, Сольвычегодске, Холмогорах. Среди них: величественный Христорождественский собор (1562 г.) и белокаменный храм Благовещенья (1692 г.) в Каргополе; Благовещенский собор Аники Строганова (1560–1584 гг.) и Введенский собор Г.Д.Строганова (1693 г.) в Сольвычегодске; Троицкий собор в ансамбле Антониево-Сийского монастыря (1583–1606 гг.); Спасо-Преображенский собор в Холмогорах (1685–1691 гг.) и многие другие.

Из многочисленных храмов Архангельска сохранилась лишь гарнизонная Троицкая церковь (1745 г.).

К памятникам культовой архитектуры следует отнести надмогильные сооружения на деревенских и городских кладбищах. Деревенские кладбища расположены, как правило, в сосново-еловых рощицах и перелесках. Кресты и обелиски над могилами хранят памятные надписи. Иногда встречаются древние срубцы и столбцы, и каждый из них представляет собой своеобразное произведение деревянной скульптурной пластики. Иначе выглядят погосты на побережье Белого моря. Среди безлесных песчаных дюн, на берегу моря, стоят огромные массивные кресты, высотой от 2 до 8 метров. Таково старое кладбище около деревни Нижняя Золотица на Зимнем берегу Белого моря: рядом со скромным обелиском с красной звездой над могилой северной сказительницы М.С.Крюковой поставлены огромные деревянные кресты, обращенные своими резными фасадами к бескрайней сини Белого моря…

На морском побережье часто встречаются кресты, поставленные с другими целями. Врытые в груду камней, они строго ориентированы по странам света и служили поморам в их морских путешествиях.

Особую роль в поморских деревнях играли так называемые обетные кресты, богато украшенные фигурной резьбой и надписями. Им поклонялись, к их подножию складывались незамысловатые дары.

Все это в прошлом. Коренным образом изменилась жизнь северян, их идеология, но древние раритеты исчезнувших или отживающих свой век культов необходимо изучать для того, чтобы правильно их истолковать, взять лучшее из архитектурных традиций прошлого в современную архитектуру бетона, стекла и алюминия, в нынешнюю строительную индустрию. Среди памятников архитектуры выделяются памятники военно-оборонного зодчества, памятники садово-паркового и ландшафтного искусства, архитектурные монументы.

30 сен 2016

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Искусство

Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')

18 янв 2016
Святослав: Чего только не начитаешся, пока ищешь, где из булыжника сделать геометрическую фигуру) (к статье 'Огранка')


Сейчас читают: опал и кошачий глаз сочетание, огранка камня в домашних условиях, виды клейм 56пробы, Вид замка: визорный, тигровый глаз совместимость с камнем каким?