Драгоценные камни
Главная / Интересное

1.Вход в салон

Ожидающие транспортного средства на остановке представляют из себя специфический вид очереди, когда цель (местоположение двери) заранее неизвестно. Поэтому группа ожидающих равномерно распределена по площади остановки с некоторым сгущением в районе наиболее вероятного местоположения дверей.

-позиция на остановке

При выборе позиции на остановке следует учитывать как наиболее вероятное местоположение двери, так и ряд других факторов, в частности:

-возможность наблюдать появление транспортного средства (для своевременной коррекции места посадки)

-следует занимать место, максимально близкое к проезжей части (для осуществления выхода на проезжую часть при подходе транспорта)

-наиболее предпочтительная позиция в момент остановки транспорта – с краю от двери (чтобы не мешать выходу пассажиров), край предпочтителен ближайший к задней части транспорта (чтобы при коррекции позиции сдерживать, а не подталкивать окружающих)

-действия при подходе транспорта

При подходе транспортного средства к остановке происходит “концентрация” пассажиров, их объединение в очередь. В этот момент наиболее важно своевременно скорректировать свою позицию относительно местоположения двери. Для коррекции можно применять два основных метода: фланговое перемещение и выход на проезжую часть. При фланговом перемещении (вдоль проезжей части) происходит движение всех пассажиров в направлении наиболее вероятного местоположения двери. В этом случае наиболее предпочтительным методом будет “торможение” потока пассажиров с целью занять место у заднего края двери (с пропуском двери мимо себя при подъезде транспорта). Такой способ минимизирует риск морального давления со стороны других пассажиров. Некоторые (не все) остановки позволяют осуществлять коррекцию местоположения выходом на проезжую часть (если транспорт останавливается не вплотную к тротуару). В этом случае наиболее важным будет момент начала движения вперед – он должен быть не ранее определения размера “свободного” пространства проезжей части и не позднее начала движения окружающих пассажиров.

-выпуск пассажиров

При правильно занятом месте (у края двери) выпуск выходящих пассажиров не составит проблемы. Если Вы случайно оказались в центре дверного проема, придется отступить назад и вбок для освобождения прохода. Если Вы стоите у края двери, следует частично (примерно на 1/3 – 1/2 ширины корпуса) перекрыть дверь, чтобы блокировать возможность подхода сзади желающих нарушить сложившийся порядок очереди. В любом случае проход для выхода пассажиров не может быть меньше ширины корпуса человека (для двухстворчатой двери) или полкорпуса в крайних случаях (высокая конкуренция при входе).

-вход в транспорт

Если Вы стоите у края двери, вход не составит проблемы. В противном случае Вы должны двигаться, соблюдая законы и мораль очереди. Тема поведения в очереди требует особого исследования, но вкратце правила поведения следующие: Вы пропускаете тех, кто перед Вами и слева (задняя часть двери) или справа (передняя часть) от Вас. Кроме того, необходимо пропускать льготные категории пассажиров, попадающие в поле Вашего зрения (то есть расположенные справа для задней и слева для передней части двери). Льготные категории пассажиров описаны ниже в главе “Мораль и право”. При пропуске льготных категорий следует иметь в виду следующее:

-пропускаемые пассажиры должны иметь более высокую льготную категорию по сравнению с Вашей

-пропуск 1-2 льготных пассажиров дает право на собственный вход в транспорт вне зависимости от наличия других “льготников”.

Сразу после пересечения проема двери целесообразно несколько снизить темп своего продвижения (в условиях большой конкуренции), поскольку теперь ваша задача – уменьшить количество прошедших в салон людей. Данный маневр требует большой аккуратности, чтобы не подвергнуться агрессии со стороны окружающих.

2.Выбор места

После входа в салон возникает проблема выбора места для проезда. Выбор места тесно связан типом транспортного средства, поэтому ниже будут вкратце описана используемая в данный момент техника и устройство салонов. Для выбора места большое значение имеют такие параметры, как удобство расположения, удобство выхода, обзор и безопасность.

-виды транспорта

В настоящее время (2002 год) городской общественный транспорт эксплуатирует четыре основных вида автобусов, два вида троллейбусов и трамваи. Основной парк автобусов составляют венгерские “Икарусы” двухсотой серии – короткие (три) и удлиненные (четыре двери), старого (советских времен, желтый цвет) и нового (бело-синяя палитра) выпуска. Принципиальных различий между новыми и старыми “Икарусами” нет. Второй тип автобуса – это немецкие “Man” и “Mersedes” с коротким и удлиненным салоном. На ряде маршрутов ходят шведские “Skania” (только короткий вариант). Последний из имеющихся типов автобусов – “Паз” Павловского автозавода. Это сравнительно маленькие машины (вместимость салона около 30 человек) и они используются только как маршрутные такси. Троллейбусы делятся на отечественные (Ульяновского завода), короткие и удлиненные; и немецкие, по внешнему виду и устройству салона идентичные немецким автобусам. В качестве трамваев используются техника Ликинского завода, старые (советских времен, красный цвет, три двери в салоне) и новые (две одностворчатых и две двустворчатых двери в салоне), с одним (реже) или двумя вагонами в сцепке.

-устройство салона

В общем случае салон любого транспортного средства состоит из накопительных площадок перед каждой дверью, проходов и сидячих мест – однорядных (иногда расположенных лицом к борту, как на “Skania” или новых трамваях) и двухрядных. Особенности планировки салонов следующие:

- “Икарусы” отличаются маленькой накопительной площадкой передней двери (вход и выход затруднен) и отсутствием удобных стоячих мест (за исключением поворотной площадки у удлиненной версии автобуса);

- “Man” и “Mersedes” имеют наиболее удобную планировку салона, большие накопительные площадки (кроме передней двери) и много уютных закутков для стоячих и сидячих мест;

- у “Skania” крайне маленькие накопительные площадки (кроме средней) и очень узкие проходы, в настоящее время это наиболее неудобно спланированный вид транспорта;

- отечественные троллейбусы по планировке примерно аналогичны “Икарусам”, импортные – автобусам “Man” и “Mersedes”;

- “Пазы” в силу своего размера имеют очень узкий проход и крайне сложный выход из задней части автобуса, в то же время в нем есть удобные сидячие (впереди, лицом назад и сзади, лицом к борту) и стоячие (сзади, около запасного выхода) места;

- трамваи (старые и новые) имеют большие накопительные площадки и широкие проходы, новые трамваи содержат удобные стоячие места в задней части салона.

-удобство места

При выборе места для сидения следует учитывать следующие обстоятельства:
близость выхода (важно в переполненном салоне)
пространство для ног (обычно размер свободного места для ног одинаков для всех сидений, однако бывают исключения из правил: места над задними колесами имеют ограниченное пространство; некоторые категории мест, перед которыми отсутствует ряд сидений, имеют увеличенное пространство)
защита от давления окружающих (если ваша льготная категория невысока, следует выбирать место в двойном ряду сидений у окна или одинарное место с ограниченным доступом и максимальной удаленностью от входной двери, в этом случае у вас меньше шансов подвергнуться давлению со стороны пассажиров с более высокой льготной категорией)

При выборе стоячего места главное обстоятельство, которое следует принять во внимание – наличие удобной опоры. Вертикальные поручни предпочтительней горизонтальных, расположенных над головой. Наиболее удобными являются стоячие места с горизонтальной опорой на уровне ниже пояса (такое место по удобству расположения почти эквивалентно сидячему). Из описанных выше видов транспорта такие места имеются лишь в немецких автобусах и троллейбусах.

-безопасность

Опасность для жизни и здоровья может нести столкновение с другим видом транспорта или пожар в салоне. Из всех видов столкновений реальную опасность (в силу большой массы транспортного средства) может представлять только лобовой удар транспорта в какое-либо препятствие. Поэтому при выборе места в транспорте следует обращать внимание на отсутствие жестких препятствий (поручней, стенок салона) перед своей головой. При пожаре главная задача – быстро покинуть салон транспортного средства. Следует учитывать, что салон автобуса (из-за наличия горючих пластмассовых деталей и горючего) выгорает за несколько минут; ядовитые газы вызывают отравление еще быстрее, поэтому надо покинуть салон за время не более одной минуты. Двери в случае пожара, скорее всего, окажутся заблокированы. Как правило, в салонах имеются штатные средства открывания дополнительных отверстий (люков, дверей, окон), но рассчитывать на них не следует – они могут не сработать или просто не хватит времени ими воспользоваться. Поэтому в критической ситуации можно твердо рассчитывать только на форточки в окнах. В некоторых автобусах (“Икарусы”) форточки специально рассчитаны на эвакуацию пассажиров. В немецких автобусах и троллейбусах форточки широкие, но узкие в вертикальном направлении, поэтому надо быть готовым сбросить верхнюю одежду. В “Пазах” наиболее опасной является задняя часть автобуса, максимально удаленная от двери. В любом случае при посадке следует наметить путь и способ эвакуации, чтобы в экстремальной ситуации не терять время на раздумья.

-обзор

Иногда для выбора места может иметь важное значение обзор из окна. Это бывает необходимо, например, если необходима пересадка на другой вид транспорта и место пересадки зависит от наличия нужного маршрута на трассе. Повышенной степенью обзора обладают места первого ряда кресел (обзор вперед и вбок) и места около двери (дополнительный уровень обзора через окна двери).

3.Занятие места

После входа в салон следующей задачей будет выбор и занятие наиболее подходящего места для проезда. Действия после входа в дверь салона описаны ниже.

-выбор направления движения

При высоком и среднем заполнении салона может быть только два варианта действий в зависимости от дальности поездки:
если предстоит дальняя поездка и проблем с выходом на нужной остановке не предвидится, следует проходить вглубь салона как можно дальше, чтобы не находиться на пути выходящих пассажиров. Идеальная позиция в этом случае – посередине между двумя дверными проемами.
если необходимо сохранить позицию около двери, следует занять место по центру дверного проема и постепенно (под давлением входящих пассажиров) отходить к стене, противоположной двери. В этом случае основной поток входящих пассажиров будет направлен влево и вправо от вас, а фронтальное давление будет компенсировано давлением уже находящихся в салоне пассажиров.

При малом заполнении или пустом салоне необходимо быстро определить направление движения (прямо, с занятием стоячего места на накопительной площадке, или в стороны с перспективой занять сидячее место). Особенно важны быстрые действия при пустом салоне и высокой конкуренции на входе (часто так бывает при посадке на конечной остановке транспортного средства).

Как правило, направление движения можно предварительно определить уже при подходе транспортного средства, оценив заполнение разных частей салона. Не следует рисковать, пытаясь обязательно занять сидячее место - если таких мест мало и шансы невелики, следует быстро переориентироваться на занятие удобного стоячего места. Неудачная попытка занять сиденье приведет к потере возможности занять удобное стоячее место, поэтому направление движения следует определить сразу после входа в дверной проем и решения уже не менять.

-подход и уступка места

Скорость перемещения по салону в условиях высокого и среднего заполнения ограничивается наличием пассажиров. В свободном салоне в принципе можно перемещаться сколь угодно быстро (даже бегом). Но практика показывает, что чрезмерно быстрое перемещение не приносит существенного выигрыша, а потеря лица при неудаче гарантирована. Поэтому скорость перемещения должна быть ограничена (максимум - быстрый шаг).

При подходе к выбранному месту (или группе мест) можно столкнуться с конкуренцией со стороны других пассажиров. Это могут быть пассажиры, вошедшие в ту же дверь, что и вы и обгоняющие сзади и пассажиры, подходящие со стороны другой двери. Пассажиров, идущих сзади, легко нейтрализовать выбором правильной траектории движения по салону (по центру свободного пространства). Пассажиры, подходящие с другой стороны, могут успеть подойти к месту раньше вас. Эту ситуацию следует просчитать заранее, чтобы вовремя переориентироваться на занятие соседнего места. Увеличение скорости передвижения в этом случае не рекомендуется из-за возможной потери лица при неудаче. Еще одна причина переориентироваться на другое место может возникнуть, если конкуренцию вам при занятии места составляет пассажир более высокой, чем у вас льготной категории (для этого он должен попасть в поле вашего зрения, и, следовательно, это может быть только пассажир, следующий навстречу). Даже если он опаздывает при подходе, может возникнуть необходимость уступить почти занятое место. Такую ситуацию следует тоже просчитать заранее и своевременно переориентироваться на занятие другого места.

-занятие позиции с перспективой занятия места

При неудачной попытке занять сидячее место одна из возможных линий поведения – занять стоячее место около кресла (или ряда кресел) с перспективой впоследствии занять одно из освободившихся мест. В этом случае важно четко определить, какое именно место вы будете контролировать. Практика показывает, что попытка контролировать сразу два места (два ряда сидений) приводит к потере возможности занять любое из них. Чтобы контролировать место (или ряд сидений), необходимо расположиться в непосредственной близости от него, немного сместившись в сторону от предполагаемого маршрута выхода пассажира (к ближайшей двери). В этом случае вам не придется корректировать позицию в момент выхода пассажира, а попытка занять место со стороны других пассажиров будет блокирована тем, кто освобождает место. При контроле ряда из двух сидений ситуация усложняется, поскольку необходимо создать еще пространство для пассажира, выпускающего того, кто сидит у окна (он имеет приоритетное право на занятие любого из двух сидений).

4.Оплата проезда

-цены

Цены на проезд все время изменяются, но на настоящий момент они выглядят следующим образом: проезд в любом виде транспорта (кроме маршрутных такси) стоит 4 рубля (или бесплатно для обладателей соответствующего проездного билета, для пенсионеров и некоторых категорий госслужащих). Проезд в маршрутном такси (частные автобусы) стоит 5 рублей или 3 рубля для льготных категорий граждан, перечисленных выше. Проездной билет (имеются два вида – на месяц и на 15 дней) стоит от 150 рублей (трамвай) до 240 рублей (автобус) за месяц. Помимо этого есть комплексные проездные билеты (автобус-трамвай, автобус-троллейбус, троллейбус-трамвай и единый), самый дорогой из которых (единый на все виды транспорта) стоит 490 рублей.

-действия кондуктора

В настоящее время (2002 год) плата за проезд взимается исключительно с помощью кондукторов. Другие методы (кассы, разовые талоны и компостеры) не применяются уже несколько лет. Кондуктор, как правило, фиксирует вновь вошедших пассажиров на остановке и затем перемещается по салону, собирая оплату. В условиях среднего и высокого наполнения салона кондуктор не в состоянии запомнить всех вошедших и вынужден определять тех, кто без билета, по позиционному принципу (например, те, кто стоит недалеко от двери, но не собирается выходить).

-оплата наличными

Если вы оплачиваете проезд наличными, следует подождать, когда кондуктор остановится напротив вас. Пауза означает, что он ожидает от вас оплаты. Некоторое время назад были проблемы с получением сдачи с крупных купюр (50-100 рублей), а попытка расплатиться 500-рублевой купюрой вызывала подозрение, что вы собираетесь уйти от оплаты. В настоящее время эта проблема решена, однако наблюдается недостаток мелких разменных денег (2,3,5 и 10 рублей), поэтому вручение точной суммы, не требующей сдачи, всячески приветствуется.

-порядок предъявления проездного

Проездной предъявляется в момент остановки кондуктора напротив вас. Практика показывает, что более раннее предъявление проездного (когда кондуктор занят другими пассажирами) неэффективно и может привести к нежелательной конфликтной ситуации. Однако при пустом салоне можно и приветствуется предъявление проездного, даже если кондуктор находится на большом расстоянии, поскольку в этом случае ему не требуется идти через весь салон.

-оплата в маршрутных такси

В маршрутных такси (частные автобусы) наряду с предъявлением проездного следует оплатить разницу в цене билета (в настоящее время – 3 рубля). Как правило, сначала передаются деньги (чтобы не задерживать кондуктора со сдачей), а затем предъявляется проездной билет. При передаче денег следует назвать сумму (3 рубля), чтобы кондуктор знал, какую сдачу сдавать и какой билет выдать. Иногда кондуктор не требует предъявления проездного (в этом случае он сразу отходит, вручив билет и сдачу), однако чаще от вас ждут предъявления документа.

-уход от оплаты

Автор (в силу возраста) не очень большой специалист в этой области, однако некоторые рекомендации можно дать. Уход от оплаты в салоне возможен только при средней и высокой концентрации пассажиров. Решающим является момент входа в транспорт. Если кондуктор находится на другой накопительной площадке, то можно занять место, не вызывающее его подозрений (идеально – сидячее, в крайнем случае – место выходящего, то есть лицом к двери). Место выходящего лучше занимать не у самой двери, а в конце очереди на выход (поскольку тут стоят люди, пришедшие из глубины салона, и, следовательно, давно оплатившие проезд).

Второй момент, который следует учитывать, - контрольные проверки на остановках. Здесь самое важное – правильно спланировать маршрут, чтобы не выходить на конечных остановках транспорта и на крупных перевалочных остановках, где проверка наиболее вероятна.

5.Выход из транспорта

Подготовка к выходу состоит в определении ближайшей двери салона, момента начала движения к выходу и продвижении к месту выхода.

-наполнение салона

При пустом салоне никаких проблем с выходом возникнуть не должно. Единственно возможная неприятная ситуация – водитель забыл или не смог открыть дверь, через которую вы собирались выйти. К этой ситуации следует быть психологически готовым и быстро переместиться к другой открывшейся двери (в этом случае придется пропускать входящих пассажиров, из-за чего вы можете не успеть покинуть салон).

В случае наполненного салона (между пассажирами есть свободное пространство, но оно меньше ширины человеческого тела) выход займет больше времени, но так же не вызовет особых проблем.

Переполненный салон (промежутки между пассажирами отсутствуют) требует тщательной подготовки, своевременного начала движения и умелого маневрирования для выхода на нужной остановке.

-начало движения к выходу

В пустом салоне движение можно начинать непосредственно при подходе транспорта к остановке. Движение из любой части салона к ближайшей двери не займет более 10-15 секунд.

При наполненном салоне движение следует начинать не позднее, чем за Ѕ пути транспорта до нужной остановки. Этого запаса времени достаточно, чтобы достигнуть зоны выхода (либо двери, либо другого выходящего пассажира).

Переполненный салон требует (особенно, если вы находитесь далеко от двери) не менее остановки, чтобы добраться до зоны выхода. При этом нежелательно начинать движение до предыдущей остановки, чтобы не дезориентировать окружающих (они могут решить, что вы выходите остановкой раньше). Поэтому начинать движение следует одновременно с остановкой транспортного средства на остановке, предшествующей вашей.

-проход по салону с противодействием

При высоком уровне наполнения салона продвижение к выходу требует преодоления противодействия пассажиров и происходит путем “обмена” местами. Для того, чтобы обменяться местами с мешающим Вам пассажиром, необходимо сообщить ему Ваши намерения. В настоящее время стандартной фразой для этого является вопрос “Вы не выходите?”. Вопрос не требует ответа, а лишь является предложением совершить обмен местами. Как правило, пассажир в ответ на такое предложение освобождает часть пространства, необходимого для Вашего движения. Если этого не происходит, значит, Вы столкнулись с неявной агрессией. В этом случае, согласно норм внутритранспортной морали (см. раздел “Мораль и право”), Вы имеете право преодолеть препятствие с использованием физической силы. Разумеется, для того, чтобы агрессия не перешла в открытую форму, необходимо нейтрализовать вероятного противника с помощью нестандартной ответной реакции (доброжелательного выражения лица, слов “Извините”, “Прошу прощения” и т.п.)

-остановка после прохода

Проход по салону заканчивается, когда Вы достигаете зоны выхода. Это может быть либо дверь транспортного средства, либо один из выходящих пассажиров. Как определить, кто из пассажиров собирается выходить? Разумеется, положительный ответ на вопрос “Вы не выходите?” даст нужную информацию, однако задавать слишком много вопросов непрофессионально. С высокой степенью вероятности выходящего пассажира можно определить по внешним признакам: ориентации в сторону двери, расположении поблизости от двери транспортного средства. Однако при подобном “визуальном” контроле возможны ошибки, от которых следует застраховаться. Не задавать контрольный вопрос можно только в том случае, если Вы при невыходе данного пассажира сможете миновать его даже при пассивном противодействии с его стороны (Вы должны оценить достаточность свободного пространства и наметить маршрут обхода пассажира).

-собственно выход

Этот этап начинается с момента открытия двери транспортного средства. Если Вы правильно определили зону выхода и выходящего перед Вами пассажира, проблем возникнуть не должно. Образовавшаяся из пассажиров очередь сама “вынесет” Вас за пределы салона. При движении к выходу не рекомендуется “разрывать” дистанцию с идущим впереди пассажиром (расстояние до него должно быть не более 1/3 корпуса), в противном случае Вы рискуете быть “отсечены” от очереди пассажирами, двигающимися внутрь салона (случайно оказавшимися в зоне выхода), или наиболее активными из входящих пассажиров, заметившими паузу при выходе из дверей.

6.Мораль и право

-роль морали

Едва ли не наиболее важным средством быстро и с максимальными удобствами достигнуть нужной точки города является точное знание и аккуратное применение норм внутритранспортной морали. В поездке пассажиры конкурируют между собой за имеющиеся ресурсы (сидячие и удобные стоячие места, возможность беспрепятственного выхода на нужной остановке и т.п.), в силу чего возникают конфликты интересов. Правила разрешения этих конфликтов и составляют нормы внутритранспортной морали.

В случае конфликта Вы можете подвергнуться агрессии со стороны другого пассажира. Для успешного противодействия агрессии тоже необходимо знать и применять нормы внутритранспортной морали.

-категории льготников

Основой внутритранспортной морали является перечень льготных категорий пассажиров, имеющих приоритетное право на пользование ресурсами (например, на занятие свободного места). Ниже перечислены (в порядке убывания приоритета) основные категории пассажиров:

1.ЛЬГОТНАЯ ГРУППА

1.Беременные женщины

2.Инвалиды

3.Женщины с ребенком на руках

4.Женщины пенсионного возраста

5.Мужчины пенсионного возраста

6.Мужчины с ребенком на руках

7.Женщины предпенсионного возраста

8. Мужчины предпенсионного возраста

9.Лица в состоянии алкогольного опъянения



2.ОБЫЧНЫЕ ПАССАЖИРЫ

10.Женщины с багажом

11.Мужчины с багажом

12.Дети подросткового возраста

13.Молодые мужчины и женщины.

Вышеприведенное деление по категориям применяется в случае, если пассажиры конкурируют за свободный ресурс, например, незанятое сиденье. Если же ресурс (сиденье) уже занято другим пассажиром, вступает в действие более грубое деление на льготную и обычную группы, а именно: занимающий место пассажир из обычной группы должен уступить это место пассажиру из льготной группы. Во всех остальных случаях уступка места не производится.

Кроме того, претендующий на место пассажир из льготной группы должен четко обозначить свое желание занять данное конкретное сиденье (встать рядом с этим местом); проявление инициативы со стороны уступающего место не обязательно.

-агрессия в транспорте

При нахождении внутри транспортного средства, в процессе конкуренции за ресурсы (место, порядок входа и выхода и т.п.) Вы можете подвергнуться агрессии со стороны других пассажиров. Под агрессией понимается моральное давление, вызванное нарушением Вами (истинное или мнимое) норм внутритранспортной морали.

Источником агрессии является один из пассажиров (не обязательно тот, чьи права оказались нарушены). Цель агрессии – добиться отрицательного отношения окружающих к Вашим действиям; соответственно, Ваша цель – добиться симпатии окружающих. Фактически, мы имеем дело с подобием суда присяжных, где есть пострадавшая сторона, обвинение (инициатор агрессии), обвиняемый (Вы) и присяжные (пассажиры - свидетели агрессии).

-группы агрессии

Если Вы подверглись агрессии, важно быстро определить степень опасности противника. Чем более высокий льготный статус имеет инициатор агрессии, чем более опытен он в подобных столкновениях и чем более склонен идти на конфликт, тем более он опасен. Льготную категорию можно визуально определить по таблице, приведенной в разделе “Категории льготников”. Опыт и агрессивность противника можно оценить по нижеприведенной шкале:

1.ОПАСНЫЕ КАТЕГОРИИ

1.Женщины предпенсионного возраста

2.Хорошо одетые женщины среднего возраста

3.Хорошо одетые мужчины пенсионного возраста

4.Кассиры и контролеры

2.БЕЗОПАСНЫЕ КАТЕГОРИИ

1.Дети подросткового возраста

2.Молодые мужчины и женщины

3.Хорошо одетые мужчины среднего возраста

4.Пенсионеры старших возрастов

3.НЕЙТРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

Все остальные

Следует отметить, что методы отражения агрессии, вне зависимости от ее источника, всегда одинаковы, поэтому утилитарное значение этой шкалы не столько в том, чтобы изменить форму поведения при агрессии, сколько в профилактике агрессии (осторожное поведение при наличии в Вашем окружении лиц из опасных категорий).

-противодействие агрессии

Практически всегда агрессия начинается со словесного осуждения Вашего поведения. Часто осуждение высказывается не в Ваш адрес, а соседу (соседям) источника агрессии или безадресно (но обязательно достаточно громко, чтобы оно было услышано как объектом агрессии, так и окружающими). Такая форма агрессии более опасна, поскольку затрудняет Вашу ответную реакцию.

Как правило, в случае начала агрессии атакованный пассажир либо вообще никак не реагирует на нее, либо начинает доказывать свою правоту в активной (часто агрессивной) манере. Оба варианта безусловно ошибочны: отсутствие реакции воспринимается как отсутствие аргументов, а агрессивный ответ может восстановить против Вас окружающих (за симпатии которых следует бороться).

Чтобы быстро и четко парировать нанесенный удар, необходимо действовать нестандартно. Во-первых, тон ответа должен быть доброжелательный и извиняющийся (это вызовет симпатию окружающих и замешательство атакующей стороны). Во-вторых, необходимо немедленно исправить допущенную Вами ошибку (даже если она мнимая), желательно, с некоторым перехлестом (например, если Вы ошибочно заняли место, освободите его и займите самое неудачное стоячее место в салоне).

Особое внимание необходимо обратить на быстроту Вашей реакции. На принятие решения и сами действия отводится не более 10-15 секунд. При более медленной реакции Ваши действия будут восприняты как признание свой ошибки; в случае своевременных действий Вы как минимум восстановите статус-кво (если Вы действительно нарушили нормы внутритранспортной морали). Если же нарушение было мнимым, Вы получите преимущество над инициатором агрессии.

Ниже приведены несколько примеров противодействия агрессии, взятых из реальной жизни.

-пример 1

Обстановка: переполненный салон троллейбуса

Объект агрессии: мужчина (30 лет) с сумкой и спящим ребенком (3-4 года) на руках; сидит на внешней стороне двойного места

Источник агрессии: кассир

Развитие событий:

1.Кассир: останавливается перед объектом агрессии (неявное требование оплатить проезд)

2.Мужчина: “У меня проездной. Показать?” (Ошибка. Последнее слово лишнее. Вместо него необходимо было начать действия по извлечению проездного. Эта ошибка спровоцировала агрессию)

3.Кассир: “А как же?” (Начало агрессии. Кассир воспринял последнюю фразу, как желание избежать предъявления проездного и классифицировал объект как вероятного безбилетника)

4.Мужчина: начинает процесс извлечения проездного, осложненный наличием спящего ребенка и объемной сумкой. (Правильное решение. Любое словесное воздействие может быть истолковано против него)

5.Кассир: ждет извлечения документа (Ошибка. В этот момент источник агрессии еще мог избежать поражения, “поверив” в существование проездного. Его снисходительность по отношению к пассажиру льготной категории была бы оценена по достоинству, а неопределенность в существовании проездного сыграла бы против объекта агрессии. Однако кассир решил пойти ва-банк, надеясь на то, что проездного все-таки не окажется)

6.Мужчина: после длительных манипуляций достает проездной. Эпизод окончен.

Резюме: агрессия была вызвана незначительной ошибкой мужчины в начале эпизода. Однако в дальнейшем он действовал четко и разрешил ситуацию в свою пользу.

-пример 2

Обстановка: салон троллейбуса среднего наполнения (много стоящих пассажиров; есть отдельные сидячие места)

Объект агрессии: мужчина (30-35 лет) только что занял свободное место (единственное в этой части салона

Источник агрессии: женщина средних лет, занимающая соседнее место

Развитие событий:

1.Женщиина (к окружающим): “Старикам сесть некуда, а им все равно” (Начало агрессии. Формально женщина права, поскольку в салоне есть пассажиры льготных категорий; однако никто из них на данное место не претендует. В данном случае мы имеем дело с мнимым нарушением норм морали)

2.Мужчина: “Это вы мне? Мне нужно встать?” (Точная реакция. Безличная форма реплики требовала уточнения адресата. Пауза между начало агрессии и ответом составила не более 5 секунд. Тон ответа благожелательный)

3.Женщина (после паузы): “А вы как думаете?” (Ошибка. Не следовало подтверждать претензии в адрес объекта агрессии. Нестандартная реакция объекта (ожидался агрессивный ответ) вызвала паузу в разговоре. Однако женщина не смогла перестроиться и ответила агрессивно)

4.Мужчина: быстро покинул место и отошел за спины стоящих пассажиров. Обращаясь к источнику агрессии: “Извините, я не хотел вас обидеть” (Правильная и своевременная реакция)

5.Женщина (после длительной паузы): “Извините” (Эпизод закончился поражением атакующей стороны)

Резюме: в результате мнимого нарушения норм морали мужчина подвергся агрессии со стороны сильного противника, однако благодаря быстрым и безошибочным действиям получил перевес. Следует отметить отсутствие у мужчины какого-либо льготного статуса (в отличие от предыдущего примера).

-пример 3

Обстановка: купе поезда после отправления; на нижней полке спит ребенок (5-7 лет); под полкой находится сумка с документами, достать которую можно только подняв полку

Действующие лица: мужчина (40 лет) и контролер

Развитие событий:

1.Контролер: просит предъявить Свидетельство о рождении ребенка

2.Мужчина: начинает поиски документа (Правильное решение. Попытка избежать предъявления документа ссылкой на свой льготный статус – наличие ребенка – может привести к агрессии, как в примере N 1)

3.Мужчина: начинает приподнимать полку вместе с ребенком, надеясь вытащить сумку с документами, не потревожив спящего

4.Контролер: “Спасибо, не надо”; проходит в следующее купе (Точное решение. Оснований сомневаться в наличии документа нет. Попытка дождаться его предъявления могла привести к необходимости будить ребенка и осуждению со стороны окружающих)

Резюме: этот эпизод приведен в качестве примера того, как участники движения, действуя строго в соответствии с правилами внутритранспортной морали, смогли избежать столкновения в потенциально конфликтной ситуации.

12 фев 2016

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Очередь

Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')

18 янв 2016
Святослав: Чего только не начитаешся, пока ищешь, где из булыжника сделать геометрическую фигуру) (к статье 'Огранка')


Сейчас читают: десса рассказ военного, как огранить кварц, родонит и агат совместимость, огранка камней в домашних условиях, как вернуть топазу голубой цвет