Драгоценные камни
Главная / Интересное

Большое художественное значение имеют памятники монументальной живописи. Широко известен, например, «Алешкин дом» – родовое гнездо мастеров Петровских в деревне Чурской Благовещенского сельсовета Вольского района. Из поколения в поколение передавали члены этой семьи мастерство художественной росписи по дереву. В росписи стен и дверных проемов принимали участие дети, внуки и правнуки Алексея Алексеевича Петровского, жившего и творившего в начале XIX в. В доме есть портрет хозяина, выполненный им собственноручно, и еще четыре портрета – более поздних мастеров, работавших в царских дворцах в Петербурге, в северных городах и деревнях. В деревне Петрегино Пакшеньгского сельсовета сохранился дом, который был расписан мастерами Петровскими в 1886 г.

В народной деревянной скульптуре особенно примечательны кровельные «коньки» на северных избах. Изображение коня отнюдь не единственная форма скульптурной обработки охлупня. В красноборском районе, например, вместо коня нередко изображали оленя с ветвистыми рогами. В Пинежском и Верхнетоемском районах можно увидеть и настоящие оленьи рога, прикрепленные к фигурному охлупню. На Кокшеньге и Ваге поверх охлупня устанавливались деревянные фигуры птиц, схожие с лебедями, иногда напоминающие кукушку. Северодвинские и важские плотники пользовались славой лучших мастеров, им лишь немного уступали каргопольские, кеврольские, мезенские, сольвычегодские плотники. Простая хозяйственная постройка превращалась ими в чудо-искусство. Возьмем, к примеру, колодезное дело, когда мастер не только копал шахту, но и «ладил» сруб, ставил «жаровец» (журавль), в итоге же рождалось при всей своей утилитарности настоящее произведение искусства.

В архитектуре народного жилища и хозяйственных построек в веках сохранялись приемы и формы древнерусского «дереволадства». По мере совершенствования деревообработки пластические элементы северной избы становились все более декоративными, силуэтно-геометризированными и линейно-ритмическими. Большой сложностью, например, отличались скульптурные курицы второй половины XIX в. (село Ровдино на Ваге). Эти декоративные детали иногда становились многоярусными построениями, украшенными волютами, завитками, зубцами, подрезами и выемками; их разнообразили особые резные подпорки, и в целом скульптурный декор – конь, курица, кронштейны – лучше всего воспринимался не с фасада, а сбоку, в три четверти перспективы. Одним из проявлений нового вкуса в оформлении избы выступили пышные декоративные балкончики, распространившиеся в северных деревнях с начала XIX в. под влиянием городской культуры.

К движимым культурным ценностям относятся произведения станковой живописи и мелкой пластики. Древнерусская живопись представляет неотъемлемую часть большой и разнообразной культуры архангельского Севера. Значение северной живописи определяется ее тесной связью с народным творчеством, глубокой древностью ее произведений. Даже в рамках религиозного мировоззрения талантливые русские мастера сумели высказать свое миропонимание, свои нравственные и эстетические идеалы. Широко известны иконы архангельского Севера – «архангельские», «каргопольские» и другие. На северной иконописи в XIV–XV вв. сказалось влияние Новгорода, отразилась и другая волна влияний – из Великого Ростова и Москвы. В Государственном Русском музее хранится икона «Введение во храм» (начало XIV в., деревня Кривое), изображающая по-крестьянски крепкие фигуры святых… В XVI в. появились северные иконописные Центры – в Холмогорах, Сие и на Соловках, в богатых северных посадах и селах. Среди произведений северных «писем» XVI в. заметное место занимают иконы, которые по своему композиционному строю, рисунку и колориту живо перекликаются с памятниками народной росписи по дереву. Получили отражение в них и реальные исторические события. В Архангельском областном музее изобразительных искусств экспонируется икона «Борис и Глеб», на которой отражен пожар 1700 г. в Каргополе; икона знакомит историка-краеведа с планировкой крепостных стен, с обликом храмов, с интересными деталями жилых построек каргопольцев и т.д. В Шенкурском краеведческом музее экспонировалась икона «Чудо Георгия о змие и девице» (XVI в.), отразившая традиционный сюжет – бой Георгия с драконом, но композиция доски изображает реальный город с деревянными стенами, за стенами детально прописаны храмы, башенки, дома… Холмогорский архиепископ Афанасий организовал в Холмогорах артель из двенадцати иконописцев, расписавших Спасо-Преображенский собор; в течение шести лет художники трудились над 85 досками для иконостаса. Самым талантливым из артельных художников был И.В.Погорельский, который скопировал «тем-же куштом, слово в слово», портрет Афанасия кисти изографа Степана Нарыкова (1698 г.).

В иконописи получил широкое распространение живописный растительный орнамент. Мастерство иконописцев и народное творчество взаимно дополняли друг друга.

Удивительна и неповторима северная декоративная и скульптурная резьба по дереву (узорчатая резьба на обетных крестах Мезенского района, икона с изображением Георгия Победоносца XVII в. из фондов Архангельского областного музея изобразительных искусств, скульптурное изображение Параскевы Пятницы XVII в., скульптура Николы Можайского XVI в., скульптурные изображения евангелических зверей, резные врата и т.д.).

Народно-прикладное искусство Севера воплощало в себе практическую целесообразность, гармоничность, красоту форм и красок. В центре внимания этнографов и искусствоведов оказались предметы народного быта. К сожалению, в Архангельской области почти исчезли старинные кустарно-художественные промыслы (производство берестяных изделий, выделка замши, производство керамики и пр.) Между тем в последнее время изучение и сбор памятников прикладного искусства помогли в какой-то мере возродить отдельные промыслы (деятельность фирмы «Беломорские узоры» в Архангельске). Издавна северных мастеров-ремесленников называли по производимым ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, решетники, колесники, санники, ковшечники, веретенники, бердники и т.д. Скульптурная обработка дерева была продолжением плотницкой вытески: вначале топором вырубалась заготовка, общая форма, затем уже следовала собственно резьба, которая нередко сочеталась с долблением, точением, выпиловкой, с орнаментальной раскраской. Популярность получил орнамент, образованный треугольными выемками в виде замкнутых слитых систем из полос, треугольников и кругов. Очень давно применялись различные виды окраски и отделки поверхности изделий из дерева. Бесцветная отделка заключалась чаще всего в пропитке дерева олифой, чем достигалась особая глубина и золотистость тона древесины. Замечательная деревянная посуда северян славилась по всей стране.

В Беломорье распространены резные прялки: резьба на них поразительно разнообразна, особенно на Летнем берегу Онежского полуострова и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок сильно вытянуты, зауженные по ширине доски в виде лепестка или расширенные с фигурным треугольным навершением. Орнаментальные круги, розетки, мотивы маски, арабески сложного геометрического узора, миниатюрные реалистические изображения промысловых рыб, морских птиц, северных оленей, коней, всадников и т.д. Поморские прялки украшены живописью и графикой. Живописные прялки известны в Каргопольском районе: в росписи нет трафаретных сюжетов, все «на особицу». В Ошевенском погосте, например, каждая деревня имела «свои» прялки и в то же время сохраняли неизменным основное содержание: изображалось древо жизни – пожалуй, самый старый земледельческий символ, – символ земли и плодородия, постоянного жизненного обновления. На Северной Двине часто на прялках изображали льва в травном орнаменте; по прядечной надписи можно «прочитать» рассказ о «львах»: открыв пасть, царь зверей гонится за всадником или за седоком на санях или преследует сказочного коня. В прялках присутствовал еще один образ – цветущий куст или куст с птицами; этот образ, скорее фольклорный по духу, был популярен среди северных крестьян. Удивительно нарядными выглядят мезенские прялки, представляющие собой утонченные золотистые лопасти, которые густо заселены фигурками людей и коней, похожих на лебедей, на фоне изящного травного орнамента. Травный рисунок, мезенских прялок, однако, не повторял «травной» росписи двинских прялок: росписи на Мезени красочны своей сдержанностью, краски не броски, ярки, как на пермогорских прялках, а сурово-значительны по своему многоцветию; сюжеты мезенских прялок смело выходят в жизнь, рассказывают об охоте, рыбной ловле, гоне оленей – они реалистично отражают жизнь мезенских охотников, рыболовов и оленеводов. На Северной Двине (Борок, Нижняя Тойма, Пучуга) прялки отличались изяществом и утилитарным однообразием: прямоугольные лопасти были украшены тщательно вырезанными круглыми городками и свесами – «сережками», всевозможными декоративными порезками по краям, ножки прялок, высокие, плоские, с фигурными перехватами; цветовой строй прялок складывался из звучного контраста белого фона и светлых холодных оттенков красной, синей, желтой и малиновой красок; растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с круглыми бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками плотно заполняли лопасти и поверхность ножек – и все это на фоне из листочков сусального золота.

Если производство прялок было преимущественно мужским делом, то домотканое искусство было исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и талант северных крестьянок превращали полотенца, подзоры, головные уборы в подлинные произведения искусства.

Народная глиняная и деревянная игрушка архангельского Севера была давно известна исследователям. Производство глиняной игрушки издревле получило распространение в деревнях Андомского погоста, близ города Шенкурска, в деревнях около Холмогор, а также в деревнях Каргопольщины. Цветовой строй классической каргопольской игрушки был основан на сочетании зеленых, синих, белых и красных цветов чистого и яркого тонов. Пластика игрушек довольно грубая, но очень выразительная. Хотя и маленького размера (10–15 см высотой), они производят воистину монументальное впечатление. Сюжеты каргопольской игрушки двояки: во-первых, свистульки, коники, медведи и, во-вторых, «барин», «барыня», женщина с подносом и бубликами, парень на олене с гармонью в руках и т.д. Древняя и более поздняя традиции каргопольских игрушечников были поддержаны современными мастерами, учениками старых искусников. Кегостровские мастера под Архангельском прославились некогда деревянными куклами и коньками-каталками. В поморских деревнях мастерили кукол из меха, в чем сказалось влияние ненцев. Шенкурские плотогоны резали из дерева медведей и птиц. Холмогорцы резали раздвижных «пав» с веерообразными крыльями и хвостами из лучинок…

В недалеком прошлом едва ли не весь Север был наслышан о мезенской Кимже, где лили колокола, колокольца – «ботала», крестики, пряжки-схваты, украшения конской сбруи и знаменитые коновальские бляхи – своего рода цеховые знаки, прикреплявшиеся к сумке коновальских инструментов (коновалы лечили лошадей). Главное в коновальской бляхе – контур с прорезями вместо фона; на бляхе отливались изображения двух людей – один ведет коня под узды, а другой подталкивает упирающегося коня…

Кустарная промышленность архангельского Севера получила широкое развитие в XVII–XVIII вв., когда в северных городах и весях имели место иконопись, серебряное дело, резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, золотошвейное и жемчужное искусство. Изделия художественных промыслов обменивались на рынках и ярмарках. Особую роль играла резьба по кости. С давних времен северяне охотились в северных морях на моржей, добывая «рыбий зуб» – моржовую кость. На рынок поступала и найденная в тундрах Севера мамонтовая кость. По всему Северу от Холмогор до Сольвычегодска моржовую и мамонтовую кость резали, выделывая из нее гребни и посохи, узорчатые пластинки для ларцев и шкатулок, коробочки для компасов – «маточек», черенки для ножей, пасхальные яйца, шахматные фигурки, образки и панагии. Славились своим искусством холмогорские мастера-косторезы. После Великого Октября холмогорская резьба по кости пережила второе рождение.

30 сен 2016

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Северное сияние

Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')

18 янв 2016
Святослав: Чего только не начитаешся, пока ищешь, где из булыжника сделать геометрическую фигуру) (к статье 'Огранка')


Сейчас читают: десса рассказ военного, как огранить кварц, родонит и агат совместимость, огранка камней в домашних условиях, как вернуть топазу голубой цвет