Драгоценные камни
Главная / Интересное

Большое художественное значение имеют памятники монументальной живописи. Широко известен, например, «Алешкин дом» – родовое гнездо мастеров Петровских в деревне Чурской Благовещенского сельсовета Вольского района. Из поколения в поколение передавали члены этой семьи мастерство художественной росписи по дереву. В росписи стен и дверных проемов принимали участие дети, внуки и правнуки Алексея Алексеевича Петровского, жившего и творившего в начале XIX в. В доме есть портрет хозяина, выполненный им собственноручно, и еще четыре портрета – более поздних мастеров, работавших в царских дворцах в Петербурге, в северных городах и деревнях. В деревне Петрегино Пакшеньгского сельсовета сохранился дом, который был расписан мастерами Петровскими в 1886 г.

В народной деревянной скульптуре особенно примечательны кровельные «коньки» на северных избах. Изображение коня отнюдь не единственная форма скульптурной обработки охлупня. В красноборском районе, например, вместо коня нередко изображали оленя с ветвистыми рогами. В Пинежском и Верхнетоемском районах можно увидеть и настоящие оленьи рога, прикрепленные к фигурному охлупню. На Кокшеньге и Ваге поверх охлупня устанавливались деревянные фигуры птиц, схожие с лебедями, иногда напоминающие кукушку. Северодвинские и важские плотники пользовались славой лучших мастеров, им лишь немного уступали каргопольские, кеврольские, мезенские, сольвычегодские плотники. Простая хозяйственная постройка превращалась ими в чудо-искусство. Возьмем, к примеру, колодезное дело, когда мастер не только копал шахту, но и «ладил» сруб, ставил «жаровец» (журавль), в итоге же рождалось при всей своей утилитарности настоящее произведение искусства.

В архитектуре народного жилища и хозяйственных построек в веках сохранялись приемы и формы древнерусского «дереволадства». По мере совершенствования деревообработки пластические элементы северной избы становились все более декоративными, силуэтно-геометризированными и линейно-ритмическими. Большой сложностью, например, отличались скульптурные курицы второй половины XIX в. (село Ровдино на Ваге). Эти декоративные детали иногда становились многоярусными построениями, украшенными волютами, завитками, зубцами, подрезами и выемками; их разнообразили особые резные подпорки, и в целом скульптурный декор – конь, курица, кронштейны – лучше всего воспринимался не с фасада, а сбоку, в три четверти перспективы. Одним из проявлений нового вкуса в оформлении избы выступили пышные декоративные балкончики, распространившиеся в северных деревнях с начала XIX в. под влиянием городской культуры.

К движимым культурным ценностям относятся произведения станковой живописи и мелкой пластики. Древнерусская живопись представляет неотъемлемую часть большой и разнообразной культуры архангельского Севера. Значение северной живописи определяется ее тесной связью с народным творчеством, глубокой древностью ее произведений. Даже в рамках религиозного мировоззрения талантливые русские мастера сумели высказать свое миропонимание, свои нравственные и эстетические идеалы. Широко известны иконы архангельского Севера – «архангельские», «каргопольские» и другие. На северной иконописи в XIV–XV вв. сказалось влияние Новгорода, отразилась и другая волна влияний – из Великого Ростова и Москвы. В Государственном Русском музее хранится икона «Введение во храм» (начало XIV в., деревня Кривое), изображающая по-крестьянски крепкие фигуры святых… В XVI в. появились северные иконописные Центры – в Холмогорах, Сие и на Соловках, в богатых северных посадах и селах. Среди произведений северных «писем» XVI в. заметное место занимают иконы, которые по своему композиционному строю, рисунку и колориту живо перекликаются с памятниками народной росписи по дереву. Получили отражение в них и реальные исторические события. В Архангельском областном музее изобразительных искусств экспонируется икона «Борис и Глеб», на которой отражен пожар 1700 г. в Каргополе; икона знакомит историка-краеведа с планировкой крепостных стен, с обликом храмов, с интересными деталями жилых построек каргопольцев и т.д. В Шенкурском краеведческом музее экспонировалась икона «Чудо Георгия о змие и девице» (XVI в.), отразившая традиционный сюжет – бой Георгия с драконом, но композиция доски изображает реальный город с деревянными стенами, за стенами детально прописаны храмы, башенки, дома… Холмогорский архиепископ Афанасий организовал в Холмогорах артель из двенадцати иконописцев, расписавших Спасо-Преображенский собор; в течение шести лет художники трудились над 85 досками для иконостаса. Самым талантливым из артельных художников был И.В.Погорельский, который скопировал «тем-же куштом, слово в слово», портрет Афанасия кисти изографа Степана Нарыкова (1698 г.).

В иконописи получил широкое распространение живописный растительный орнамент. Мастерство иконописцев и народное творчество взаимно дополняли друг друга.

Удивительна и неповторима северная декоративная и скульптурная резьба по дереву (узорчатая резьба на обетных крестах Мезенского района, икона с изображением Георгия Победоносца XVII в. из фондов Архангельского областного музея изобразительных искусств, скульптурное изображение Параскевы Пятницы XVII в., скульптура Николы Можайского XVI в., скульптурные изображения евангелических зверей, резные врата и т.д.).

Народно-прикладное искусство Севера воплощало в себе практическую целесообразность, гармоничность, красоту форм и красок. В центре внимания этнографов и искусствоведов оказались предметы народного быта. К сожалению, в Архангельской области почти исчезли старинные кустарно-художественные промыслы (производство берестяных изделий, выделка замши, производство керамики и пр.) Между тем в последнее время изучение и сбор памятников прикладного искусства помогли в какой-то мере возродить отдельные промыслы (деятельность фирмы «Беломорские узоры» в Архангельске). Издавна северных мастеров-ремесленников называли по производимым ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, решетники, колесники, санники, ковшечники, веретенники, бердники и т.д. Скульптурная обработка дерева была продолжением плотницкой вытески: вначале топором вырубалась заготовка, общая форма, затем уже следовала собственно резьба, которая нередко сочеталась с долблением, точением, выпиловкой, с орнаментальной раскраской. Популярность получил орнамент, образованный треугольными выемками в виде замкнутых слитых систем из полос, треугольников и кругов. Очень давно применялись различные виды окраски и отделки поверхности изделий из дерева. Бесцветная отделка заключалась чаще всего в пропитке дерева олифой, чем достигалась особая глубина и золотистость тона древесины. Замечательная деревянная посуда северян славилась по всей стране.

В Беломорье распространены резные прялки: резьба на них поразительно разнообразна, особенно на Летнем берегу Онежского полуострова и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок сильно вытянуты, зауженные по ширине доски в виде лепестка или расширенные с фигурным треугольным навершением. Орнаментальные круги, розетки, мотивы маски, арабески сложного геометрического узора, миниатюрные реалистические изображения промысловых рыб, морских птиц, северных оленей, коней, всадников и т.д. Поморские прялки украшены живописью и графикой. Живописные прялки известны в Каргопольском районе: в росписи нет трафаретных сюжетов, все «на особицу». В Ошевенском погосте, например, каждая деревня имела «свои» прялки и в то же время сохраняли неизменным основное содержание: изображалось древо жизни – пожалуй, самый старый земледельческий символ, – символ земли и плодородия, постоянного жизненного обновления. На Северной Двине часто на прялках изображали льва в травном орнаменте; по прядечной надписи можно «прочитать» рассказ о «львах»: открыв пасть, царь зверей гонится за всадником или за седоком на санях или преследует сказочного коня. В прялках присутствовал еще один образ – цветущий куст или куст с птицами; этот образ, скорее фольклорный по духу, был популярен среди северных крестьян. Удивительно нарядными выглядят мезенские прялки, представляющие собой утонченные золотистые лопасти, которые густо заселены фигурками людей и коней, похожих на лебедей, на фоне изящного травного орнамента. Травный рисунок, мезенских прялок, однако, не повторял «травной» росписи двинских прялок: росписи на Мезени красочны своей сдержанностью, краски не броски, ярки, как на пермогорских прялках, а сурово-значительны по своему многоцветию; сюжеты мезенских прялок смело выходят в жизнь, рассказывают об охоте, рыбной ловле, гоне оленей – они реалистично отражают жизнь мезенских охотников, рыболовов и оленеводов. На Северной Двине (Борок, Нижняя Тойма, Пучуга) прялки отличались изяществом и утилитарным однообразием: прямоугольные лопасти были украшены тщательно вырезанными круглыми городками и свесами – «сережками», всевозможными декоративными порезками по краям, ножки прялок, высокие, плоские, с фигурными перехватами; цветовой строй прялок складывался из звучного контраста белого фона и светлых холодных оттенков красной, синей, желтой и малиновой красок; растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с круглыми бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками плотно заполняли лопасти и поверхность ножек – и все это на фоне из листочков сусального золота.

Если производство прялок было преимущественно мужским делом, то домотканое искусство было исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и талант северных крестьянок превращали полотенца, подзоры, головные уборы в подлинные произведения искусства.

Народная глиняная и деревянная игрушка архангельского Севера была давно известна исследователям. Производство глиняной игрушки издревле получило распространение в деревнях Андомского погоста, близ города Шенкурска, в деревнях около Холмогор, а также в деревнях Каргопольщины. Цветовой строй классической каргопольской игрушки был основан на сочетании зеленых, синих, белых и красных цветов чистого и яркого тонов. Пластика игрушек довольно грубая, но очень выразительная. Хотя и маленького размера (10–15 см высотой), они производят воистину монументальное впечатление. Сюжеты каргопольской игрушки двояки: во-первых, свистульки, коники, медведи и, во-вторых, «барин», «барыня», женщина с подносом и бубликами, парень на олене с гармонью в руках и т.д. Древняя и более поздняя традиции каргопольских игрушечников были поддержаны современными мастерами, учениками старых искусников. Кегостровские мастера под Архангельском прославились некогда деревянными куклами и коньками-каталками. В поморских деревнях мастерили кукол из меха, в чем сказалось влияние ненцев. Шенкурские плотогоны резали из дерева медведей и птиц. Холмогорцы резали раздвижных «пав» с веерообразными крыльями и хвостами из лучинок…

В недалеком прошлом едва ли не весь Север был наслышан о мезенской Кимже, где лили колокола, колокольца – «ботала», крестики, пряжки-схваты, украшения конской сбруи и знаменитые коновальские бляхи – своего рода цеховые знаки, прикреплявшиеся к сумке коновальских инструментов (коновалы лечили лошадей). Главное в коновальской бляхе – контур с прорезями вместо фона; на бляхе отливались изображения двух людей – один ведет коня под узды, а другой подталкивает упирающегося коня…

Кустарная промышленность архангельского Севера получила широкое развитие в XVII–XVIII вв., когда в северных городах и весях имели место иконопись, серебряное дело, резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, золотошвейное и жемчужное искусство. Изделия художественных промыслов обменивались на рынках и ярмарках. Особую роль играла резьба по кости. С давних времен северяне охотились в северных морях на моржей, добывая «рыбий зуб» – моржовую кость. На рынок поступала и найденная в тундрах Севера мамонтовая кость. По всему Северу от Холмогор до Сольвычегодска моржовую и мамонтовую кость резали, выделывая из нее гребни и посохи, узорчатые пластинки для ларцев и шкатулок, коробочки для компасов – «маточек», черенки для ножей, пасхальные яйца, шахматные фигурки, образки и панагии. Славились своим искусством холмогорские мастера-косторезы. После Великого Октября холмогорская резьба по кости пережила второе рождение.

30 сен 2016

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Древняя африка
Запчасти для холодильников Купить запчасти для холодильника.
Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
09 янв 2018
Алексей: Пункты 5, 6, 7 чудовищное невежество с научной точки зрения, граничащее с бескрайне дремучей ... (к статье 'Нефрит')

16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')


Сейчас читают: камень кремень его виды, подходит ли львам авантюрин, где приобрести талисман на месяц январь и что является талисманом этого месяца, шомпольная застежка броши, какой минерал окрашивает кремний в коричневый цвет