Драгоценные камни
Главная / Интересное

Бог не умер тогда, не умер и до сих пор. Он вечен - во всяком случае, он будет существовать столько, сколько будет существовать человечество. Прогресс, наука, философия, накопленный опыт ничего не дали людям в познании фундаментальных вопросов жизни - что такое смерть и как достичь счастья. Религия дает на это свои ответы. Но что такое сама религия? Что есть вера? Начать можно с одного из важнейших компонент религии - морали.

Мораль

С усложнением системы межчеловеческих отношений потребовался более тонкий механизм их регулирования, нежели простое право силы, царившее в древних цивилизациях Востока. Блестящая греческая цивилизация не имела даже этого, хотя многочисленные философские школы предлагали каждая свою систему моральных ценностей. Христианство дало совершенно новые ориентиры человеку - проповедь бедности и смирения вместо веселых и жизнеутверждающих языческих культов. Ницше считал христианство религией рабов – возможно, не без оснований. Во всяком случае, в Римской империи христианство действительно распространялось “снизу вверх”. Однако, не представляется случайным, что христианство было в конце концов востребовано в величайшей из империй древности. Поздняя Римская империя была огромным, сложно организованным механизмом. Только зафиксированное в письменных источниках законодательство (например, кодексы Юстиниана) составляло тысячи свитков. Управлять таким огромным конгломератом народов и религий только с помощью силы было невозможно. Восточная Римская империя продержалась еще добрую тысячу лет. В образовавшихся на развалинах Западной империи варварских королевствах христианство поначалу не было востребовано, но по мере развития Европы и усложнения межчеловеческих отношений христианская мораль снова “заработала”, как внутренняя регулирующая система.

Смерть

Смерть - самое важное событие в человеческой жизни (не считая рождения, конечно). Психологически человеку невозможно примириться с собственной смертью. Ему кажется, что мир существует постольку, поскольку он его видит и слышит. Итак, с одной стороны, человек убежден в собственном бессмертии. Однако собственный опыт (часто страшный, трагический - и тем более убедительный) говорит ему, что все люди умирают. Оба этих убеждения живут внутри человека на подсознательном уровне и буквально разрывают его на части. Ужасный разрыв между подсознательной верой в собственное бессмертие и сознанием всеобщей смертности несовместим с нормальной жизнью и требует какой-то психологической разрядки, своего рода психотерапии. В этой роли и выступает религия. Она снимает противоречие, устраняя тезис "все люди смертны", объясняя человеку, что то, что он воспринимает, как смерть, есть лишь переход "тела" в иное состояние с продолжением существования сознания, "души". Куда именно происходит переход, зависит от конкретной религии. Это может быть вечное бытие в "загробном мире", (как в христианстве) или переселение в другое тело (как в восточноазиатских культах).

К сожалению, снятие противоречия полным назвать нельзя, поскольку религия действует на уровне сознания, апеллируя к разуму, в то время, как и тезис "все смертны" и антитезис "моя душа вечна", ясны человеку именно подсознательно, без каких бы то ни было логических умозаключений. Тем не менее, утопающий хватается за соломинку веры, чтобы не утонуть в океане отчаянья. К счастью, средний человек редко задается вопросами собственной смерти. Только сильное потрясение ("пограничная ситуация" по терминологии экзистенциализма) может заставить его обратиться к этим вопросам. Однако во все времена были люди, помнящие о собственной смерти ежеминутно. Толстой завершил свою блестящую писательскую карьеру и основал религию своего имени, чтобы хоть как-то уйти от этого ужаса ожидания собственной кончины. Достоевский, простояв на площади 10 минут в ожидании казни, изменил все свои социальные и политические ориентиры, и из третьеразрядного описателя трущеб превратился величайшего психолога мировой литературы. Че Гевара переменил десяток профессий, выбрал путь революционера, боролся и победил на Кубе, стал третьим лицом в государстве, и, на пике своей карьеры, ушел воевать за свободу боливийских крестьян (которые и выдали его правительственным войскам). Список можно продолжать бесконечно, однако и приведенных примеров достаточно, чтобы понять - проблемой этой мучились лучшие из лучших. Никто из них не решил эту проблему, но до чего яркой получается жизнь, освещенная светом "страха смерти".

Надежда

Это может показаться странным, но в повседневной жизни мы редко сталкиваемся с надеждой. Человек работает, ест и живет по заведенным правилам, отработанным до мелочей. Он знает, что необходимо сделать, чтобы получить желаемое. И только когда он сталкивается с непреодолимым препятствием, когда он растерян и слаб, появляется место для надежды. Можно сказать, что надежда - синоним веры; эти два слова обозначают одно и то же, с той разницей, что вера более продолжительна, более объемна, более сильна и длительна, чем надежда. Надежда - это "временная вера", "короткая религия", дающая человеку передышку в борьбе с обстоятельствами. Но бывают случаи, когда надежда поднимается до уровня религии и становится почти равна ей. Примером может служить вопрос о смерти. Что делать человеку, который с рождения приговорен к смерти от сердечной недостаточности (или рака, или СПИДА и т.п.)? Жить один на один с этим страшным фактом (а в этой беде человек одинок, как ни в какой другой), он не в состоянии. Человек нуждается в разрядке, пусть слабой, пусть временной; на помощь приходит надежда. Вдруг смерть в самом деле не уничтожение, вдруг ТАМ что-то есть, вдруг мне повезет? Разумеется, это не решение проблемы, просто срабатывает "предохранительный клапан" психики, не позволяя человеку зациклиться на гибельной для него проблеме.

Обязательной компонентой надежды является человеческая слабость, неумение глядеть в глаза правде.

Религия

Общим является постулат о вечности существования сознания ("души") после смерти "тела". Наиболее распространенные сейчас религии (христианство, иудаизм, ислам, буддизм) постулируют существование бога. Бог мыслится как некий "сверхчеловек", нечто, во-первых, обладающее сознанием (наподобие человеческого); во-вторых, всесильное (влияющее на все, происходящее вокруг нас); и в-третьих, заинтересованное в делах каждого человека ("воспитательная" функция - это уже из области морали).

Суеверия

Суеверия - нижний слой, "основание" веры. Это уже не религия, а конгломерат "маленьких религий", которые исповедуют почти все люди, верующие и атеисты. Из суеверий в России наиболее распространены различные народные приметы ("не переходить дорогу черной кошке", "постучать по дереву", "сглазить" и т.п.). Происхождение подобных примет чаще всего языческое, иными словами, некоторым из них более тысячи лет. Действенность подобных примет проверить невозможно (как невозможно и опровергнуть их правильность), что роднит следование подобным приметам с другими видами веры. При следовании приметам от человека требуется совершить несложный и необременительный ритуал - например, "плюнуть три раза через левое плечо". Человек, который его не произвел, будет подсознательно неуверен в себе, что увеличивает риск неадекватного поведения, особенно в рискованных ситуациях. Вот почему водители, летчики, моряки, как правило, люди суеверные. Иными словами, суеверия выполняют успокаивающую, психотерапевтическую функцию в сложные моменты повседневной жизни (в этом их отличие от религии, которая, как "тяжелая артиллерия", вступает в действие только в самых критических ситуациях - угрозе собственной жизни или жизни близких, например).

Люди, прибегающие к помощи примет, как правило, следуют ходу мыслей Михаила Жванецкого: "Я человек несуеверный. Но однажды взял не тот портфель - и провалился. Что, же, я буду из-за такой ерунды проваливаться? Теперь всегда беру тот." Между тем, убедиться в нулевой эффективности примет может любой человек, достаточно только иметь крепкие нервы, что бы не поддаваться естественному в таких случаях волнению.

Как правило, любой рассказ о "верности" примет легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Общеизвестен рассказ Пушкина о том, как перебежавший его саням дорогу заяц (в старые времена они играли роль черных кошек) заставил его отказаться от поездки в Петербург зимой 1825 года и спас его от участия в Декабрьском восстании и неизбежной ссылки. Следует отметить, что Пушкин не отличался суеверием; был вообще человек веселый, как сказали бы сейчас, оптимист. По этой же причине он несколько сторонился своих друзей - будущих декабристов. Их мрачноватая готовность положить жизнь за свободу была ему чужда.

Развитие науки дало интересные новые образцы суеверий, которые носят наукообразный характер, и для убеждения человека используют не апелляцию к древности обрядов (как в классических суевериях), а научную (точнее, квазинаучную) терминологию. В качестве примеров можно упомянуть астрологию или веру в "неопознанные летающие объекты". Главное содержание этих суеверий (как и их классических собратьев) - психотерапевтическая функция. Астрологические прогнозы, как правило, всегда содержат обещание какого - нибудь неопределенного приятного события ("Стрельцов ожидает продвижение по службе"). От "неопознанных летающих объектов" ожидают контакта с "братьями по разуму" и каких-либо благ для Земли в целом (например, человеческого бессмертия).

Лотереи

Интересной и своеобразной областью веры можно считать лотереи и азартные игры вообще. Теоретически известно, что в среднем 50 % стоимости лотерейного билета (или половина монеты, опускаемой в автомат) идет организаторам игры. Остальное поступает в призовой фонд. Иными словами, "средний" игрок ВСЕГДА в проигрыше. Все это знают, и тем не менее продолжают играть. Здесь важнейшую роль играет надежда (составная часть любой веры-религии). Как и в случае классических суеверий, предлагается отдать совсем немного в обмен на НАДЕЖДУ получить очень много. Сложно не заметить здесь параллель с религией, которая в обмен на простые ежедневные ритуалы (молитвы, походы в церковь, исповедь и т.д.) обещает человеку вечную жизнь. Однако закон больших чисел неумолим, и в случае лотерей это видно особенно отчетливо. Любой завсегдатай казино расскажет вам про свои фантастические выигрыши, но если он точно подсчитает приход и расход, станет ясно, что выиграл он ровно половину того, что проиграл.

Выборы

Выборы в частности и демократические институты вообще тоже можно смело зачислить в разряд квази-религий (суеверий). Каждому интуитивно ясно, что страна не может управляться миллионом избирателей; что есть элита, причастная к принятию решений, и есть масса управляемых; что отдельный голос ничего (то есть СОВСЕМ НИЧЕГО) не значит; что результат выборов либо предопределен используемыми предвыборными технологиями, либо безразличен для правящей элиты. И тем не менее демократические институты продолжают исправно функционировать.

Разумеется, демократия не есть примитивный обман народа со стороны элиты. В определенном смысле этот обман необходим не только управляющим, но и управляемым, как своеобразная психотерапия, направленная против комплекса "маленького человека".

Наука

Человек придумал себе бога, чтобы не быть одиноким в жестоком и безразличном мире природы. Существование бога давало надежду на продолжение жизни и помощь в тяжелых ситуациях. Но если бога нет и человек предоставлен сам себе, то как ему существовать, на что ориентироваться, каков на самом деле окружающий нас мир?

Прежде всего, он закономерен. Если бросить камень, он упадет вниз, а не в небо. Если ударить по будильнику молотком, он превратится в груду обломков, а не в золотой перстень. Природа закономерна, и эти закономерности можно изучать и коллекционировать. Собственно, этим и занимается наука. В качестве примера научного решения проблемы можно рассмотреть вопрос о происхождении мира. Астрономическими исследованиями установлено (использовался т.н. "Эффект Доплера", позволяющий установить относительную скорость любой звезды относительно Солнца), что все наблюдаемые звезды (и шире - галактики) как - бы разлетаются из одного центра. Поскольку местоположение этого центра и скорость движения звезд известна, легко определить, сколько времени та или иная звезда летела от этого центра; время это - около 13 миллиардов лет. Можно предположить, что 13 миллиардов лет назад произошел "большой взрыв" и огромные массы вещества разлетелись по вселенной. Со временем из этой космической пыли образовались звезды и планеты (возраст самых древних каменных пород Земли - около 4 миллиардов лет). Что было до "большого взрыва", мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем.

Вероятность

Гипотеза "большого взрыва" - хороший пример научного подхода к изучению окружающего мира. Во-первых, наука осознает свои собственные границы (есть области, недоступные для научного анализа, в частности, многие философские проблемы). Во-вторых, научное знание всегда вероятностно (гипотеза "большого взрыва" - наиболее вероятный вариант развития событий, но возможны и другие причины прямолинейного движения звезд). Это еще одна особенность окружающего нас мира - он не только закономерен, но еще и "вероятностен". Если ударить по будильнику молотком, мы получим кучу обломков. Что произойдет, если ударить по этой куче еще раз? Еще большая куча обломков. Но это - лишь наиболее вероятный вариант. Теоретически, после второго удара на столе может вновь возникнуть будильник, целый и невредимый. Однако это крайне маловероятное событие: природа стремится к беспорядку, к хаосу. Оставленный людьми дом начинает разрушаться и лет через триста на его месте не останется ничего, напоминающего следы человеческой деятельности. Разрушение будильника и дома - всего лишь частные случаи проявления фундаментального закона природы - закона неубывания энтропии. Энтропия - мера хаоса, беспорядка. Закон неубывания энтропии говорит, что беспорядок в замкнутой системе (например, во вселенной) может только возрастать. Между тем вся деятельность человека направлена на преодоление этого закона. Человек строит дома и пишет книги, уменьшая энтропию. Природа разрушает города и уничтожает библиотеки, восстанавливая энтропийный баланс.

Следствием из закона неубывания энтропии является так называемая "тепловая смерть вселенной". Поскольку в масштабах вселенной энтропия может только возрастать, то рано или поздно она достигнет своего максимального значения - звезды потухнут, планеты распадутся в пыль, пыль - на отдельные молекулы, и их взаимное движение тоже со временем прекратится. Температура во всей вселенной станет равна абсолютному нулю (-273 по Цельсию).

При желании, "тепловую смерть вселенной" можно трактовать, как "конец света", а "большой взрыв" - как его начало. Разумеется, мы (имеется в виду человечество в целом) никогда не сможем точно установить справедливость этих гипотез, однако на сегодняшний день наука ничего более правдоподобного предложить не может.

Философия

Ницше посвятил борьбе с христианством всю жизнь. Он называл христианство "религией рабов" и считал, что христианская мораль сдерживает творческие силы нации, не давая развернуться наиболее талантливым и активным ее представителям. Но, нападая на моральную сторону религии, Ницше терпимо относился к ее психотерапевтической составляющей. Он лишь попытался заменить христианское обещание вечной жизни своей собственной психотерапевтической конструкцией:

Своеобразную черту под развитием немецкой философской школы подвел экзистенциализм. Зародившись в Германии в довольно умеренных (и даже частично религиозных) учениях Ясперса и Хайдеггера, главное свое воплощение он получил во Франции у Сартра и Камю. Экзистенциализм постулировал невозможность разрешения главных человеческих вопросов - проблемы счастья и смысла жизни - научными (то есть философскими) методами. Экзистенциализм крайне антирелигиозен, он уничтожает сразу обе главных составляющих религии - и мораль, и надежду на вечную жизнь (психотерапию). Соблюдение моральных норм бессмысленно, так как некому наказать за отступление от них, и никто не воздаст за правильное поведение - таковы основы экзистенциального мироощущения. Можно считать, что с появлением экзистенциализма закончилась история немецкой философской школы.

Атеизм

Пожалуй, наиболее компактное и емкое определение религии дал Маркс в своей известной формуле "религия есть опиум для народа". В ней важны оба компонента. С одной стороны, религия - это психотерапия (опий в девятнадцатом веке был распространенным обезболивающим средством и не считался наркотиком); с другой - она рассчитана на обыкновенного, "дюжинного" человека, на "народ". Люди редко вспоминают о собственной смерти, занятые повседневными заботами. Только какое-нибудь тяжелое потрясение заставляет задуматься о неизбежности собственной кончины. В этот момент на помощь и приходит вера (не обязательно религия; это может быть и какая-нибудь самодельная философская система).

Однако всегда существовали люди, которых не могла удовлетворить религия. Они вынуждены были помнить о своей смерти постоянно и постоянно искать спасения от этих мыслей. Толстой пытался вести крестьянскую жизнь, поскольку выяснил, что "люди физического труда" не боятся смерти. Ницше оставил профессорскую кафедру в возрасте 35 лет, за десять лет создал свою философскую систему и закончил жизнь в лечебнице для душевнобольных. Че Гевара в 37 лет ушел воевать в боливийскую сельву с поста председателя государственного банка Кубы; через два года был захвачен в плен и убит правительственными войсками.

Обычная религиозная психотерапия, вера в загробную жизнь, в этих случаях не сработала. Почему? У религии "короткое дыхание". Она приспособлена для кратковременного воздействия на восприимчивого человека. Психотерапевт может помочь пациенту, только если он сам готов поверить в возможность исцеления. Психотерапевт не в состоянии вылечить болезнь, он лишь облегчает страдания. Если человек ежедневно помнит о неизбежности собственной смерти, если он не склонен поддаваться самообману, религия ему не помощник. Ему приходится создавать собственную философскую систему, в которой места богу, вере и надежде как правило, уже не находится.

На первый взгляд может показаться, что случай Толстого выбивается из этого ряда - ведь его собственная философия основана на Евангелии и очень похожа на христианство. Мережковский (сам очень религиозный человек) искренне удивлялся, как это Толстой, верящий в бога, мог бояться смерти.
Бремя

Испанский философ Мигель де Унамуно был атеистом по образованию и образу жизни, но после потрясения, вызванного тяжелой болезнью сына, он обратился к богу, стал религиозным философом. Однако до конца жизни он занимался проблемой сочетания веры и разума, так и не решив этот вопрос ни для других, ни для (прежде всего) себя. Он так и не смог заставить себя поверить в бессмертие своей души. Вот его слова: “Бессмертие души без какой-либо разновидности тела или носителя духа не есть подлинное бессмертие, ибо в глубине гнездится желание продлить именно эту жизнь, а не другую, эту "во плоти и страдании", которую мы так часто проклинаем, лишь потому, что она подходит к концу”.

Толстой, мучаясь страхом смерти всю свою жизнь, создал собственное философское учение, основанное на Евангелии и наблюдении за жизнью "людей физического труда"; убедил себя, что верить необходимо; тщательно соблюдал заведенные ритуалы; при жизни стал Учителем, почти Христом, но так и не смог победить собственные сомнения. В 82 года он покинул дом, в котором прожил 48 последних лет и спустя неделю умер на безвестной станции Астапово.

12 фев 2016

Копирование запрещено! Почему?
Получить ссылки на эту страницу.

Появились вопросы, замечания, дополнения? Пожалуйста, напишите комментарий:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки
Правила прочитал(а)



См. также:

Далее в разделе Интересное: Общественный транспорт

Какой раздел сайта тебе нравится больше?
Пожалуйста, выскажи своё мнение, какую тематику стоит развивать.

Голосование запущено 25 мая 2015, приняли участие 22 человека.



Нам пишут:
16 июн 2017
олег: хочу перстень гранат в серебре с бриллиантами . подходит ли для скорпиона.Или с нейтральными ... (к статье 'Камни и зодиак')

03 мар 2017
Александр: Турмалин хамелеонит оливкового цвета при повороте камня меняет оттенки от бесцветного до почти ... (к статье 'Турмалин')

10 фев 2017
татьяна: Интересует при нагревании, какой запах источае оливин? (к статье 'Оливин')

18 янв 2016
Святослав: Чего только не начитаешся, пока ищешь, где из булыжника сделать геометрическую фигуру) (к статье 'Огранка')


Сейчас читают: опал и кошачий глаз сочетание, огранка камня в домашних условиях, виды клейм 56пробы, Вид замка: визорный, тигровый глаз совместимость с камнем каким?